Как и на чём летаем

Многим интересно узнать про полеты, — как и на чем я летаю.  Обычно задаются приблизительно одни и те же вопросы. Попробую сразу на них ответить.

Я летаю на парамоторе  и паралёте,  оба эти вида техники относятся к классу СЛА — сверхлёгких летательных аппаратов, то есть летательных аппаратов сухой массой менее 115кг. Принцип полёта у них идентичный, он основан на свойствах используемого для полёта крыла — параплана.

Параплан

Параплан — это сверхлегкий летательный аппарат, внешне отдаленно похожий на парашют. Хотя парашют и является прародителем параплана, это все же абсолютно разные аппараты. Если поставить рядом парашют и параплан, то отличия можно заметить не будучи специалистом. Параплан по форме похож на удлиненный эллипс, парашют же  больше похож на прямоугольник, длина и площадь параплана значительно больше. Отличий на самом деле гораздо больше, но самое главное отличие этих аппаратов — это функциональное назначение: парашют — это средство мягкого спуска груза с неба на землю, а параплан является летательным аппаратом, как например планер или дельтаплан, а значит на нем можно подняться с земли в небо.

На параплане можно взлететь тремя способами

Первый — с холмов и гор, не используя для этого специальных устройств, просто оттолкнувшись от земли. Можно просто слететь с горы вниз, а можно попытаться использовать восходящие потоки воздуха и парить продолжительное время. Восходящие потоки возникают при обтекании склона холма или горы потоком набегающего на него воздуха, то есть ветром. Полёт происходит перед  и немного выше склона. В солнечную погоду перед склоном также иногда образуются восходящие потоки тёплого воздуха, в которых можно подняться на значительную высоту и продолжить полёт вдали от склона. Этот вид полётов является самым травмоопасным. Гор у нас, как Вы сами понимаете, рядом нет, а ближайшие склоны, на которых более-менее нормально летают есть в Рязанской и Тульской областях.

Второй — с равнины, используя для подъема на высоту специальные парапланерные лебедки. После набора необходимой высоты парапланерист отцепляет тянущий его трос и далее продолжает свободный полет. Тут также можно и нужно искать и использовать восходящие потоки, на равнине они возникают от прогрева поверхности земли солнцем. Летом в солнечную погоду опытные парапланеристы могут летать очень долгое время, пролетая до нескольких сотен километров. Такой вид полётов немного более безопасен, чем у склонов так как большую часть полёта пилот находится на большом расстоянии от поверхности земли. У нас поблизости как раз имеется несколько полей-парадромов на которые из Москвы приезжают с лебёдками парапланерные клубы. Ближайшее поле находится недалеко от д. Каменка, а самая крупная парапланерная школа страны базируется на поле около д. Кончинка Тульской области, что по соседству с д. Барабаново Каширского района.

Третий — к параплану добавляется мотор, который располагается либо за спиной на плечах у пилота, либо пилот располагается в специальной сверхлегкой и малогабаритной тележке, на которой закреплен мотор и прицеплено крыло параплана. Мотор вращает воздушный винт и после небольшого разбега, необходимого для подъема крыла, пилот как Карлссон поднимается в воздух. Ранцевый заспинный вариант называется — парамотор. Параплан с тележкой — паралёт.  Из-за отсутствия необходимости использовать восходящие потоки воздуха, полёты с мотором осуществляются в наиболее спокойных воздушных условиях, обычно вечером или утром. По этой причине они наиболее безопасны из всех видов полётов на параплане. Как Вы уже понимаете, именно этим способом я и летаю.

Взлёт в моторном варианте

Перед взлетом параплан аккуратно раскладывается на земле, просматриваются и распрямляются стропы. Свободные концы (усиленная часть стропной системы, где все стропы объединяются в одном месте) пристегиваются к моторной установке специальными карабинами.  Потом пилот занимает своё место — залезает и встёгивается в ранцевую установку или садится на сиденье паралёта. Заводится и прогревается двигатель,  добавляется газ и начинается разбег. Паралёт едет сам, движимый толкающей силой винта, а вот с парамотором приходится изрядно поработать ножками! В процессе разбега крыло параплана наполняется воздухом и поднимается в рабочее положение. После контроля его состояния, пилот даёт полный газ,  происходит ускорение разбега,  несколько секунд — и аппарат уже в небе.

Полёт

Скорость полёта определяется характеристиками крыла, может изменяться в полёте. В зависимости от модели и режима полёта скорость может составлять 25-60 км/ч. Это — без учёта ветра, который на параплан оказывает самое существенное влияние. К погодным условиям, подходящим для безопасных полетов с парапланом, предъявляются самые жесткие требования. Никаких осадков, никакого сильного ветра, это можно отнести к недостаткам этого вида техники.

Главное достоинство этого вида летательных аппаратов — мобильность. Параплан в сложенном виде представляет собой мешок небольших размеров, лежит дома в на антресоли. Парамотор я вожу в обычной машине, да еще и пассажиров с собой могу прихватить. Паралёт «живёт» в прицепе. Время подготовки к полёту парамотора — минут 15, паралёта — минут 45.

Параплан — это самый демократичный летательный аппарат, сейчас для управления такой техникой не требуется ни получать пилотское удостоверение, ни проходить медицинскую комиссию, да и вообще документов  никаких не требуется.

Летать с парапланом в принципе совсем не сложно.  Научиться может практически каждый. Как во всем, есть свои нюансы. Самая сложная часть — это как раз взлет, ну и приземляться тоже желательно уметь)).

А вообще, нет предела совершенству — есть просто полеты, есть пилотаж, есть вообще акробатика. Вот тут уже все гораздо сложнее и опаснее.